О применении контрольно-кассовой техники в местах ведения массовой торговли

Контрольно-кассовая техника применяется при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Правила применения контрольно-кассовой техники устанавливаются федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 54) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

В местах массовой торговли, будь то рынки, ярмарки или иные территории, отведенные для торговли, контрольно-кассовая техника применяется на общих основаниях с учетом некоторых особенностей. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 54, организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Для определения вида торговой точки необходимо руководствоваться понятиями, указанными в ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).

Ответственность за отсутствие кассовой техники аналогична ее неприменению, установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа, минимальный размер которого для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц составляет 10 000 рублей, а для организаций 30 000 рублей.

Получить интересующую информацию о действующем порядке применения контрольно-кассовой техники, либо сообщить о нарушениях в сфере применения контрольно-кассовой техники можно по телефону: 8 (4752) 45-52-68 или направив сообщение на электронную почту – Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Уважаемые налогоплательщики, просим Вас относиться к соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники со всей серьезностью!

Новые требования к ККТ, применяемой при продаже маркированных товаров

С 06 августа 2021 года - новые требования к ККТ и фискальным накопителям (ФН), применяемым при продаже маркированных товаров (ст. 4 и 4.1 Фед. закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Согласно этим требованиям предприниматели должны использовать специальные ККТ, которые будут формировать данные о проданном маркированном товаре и передавать их в информационные системы маркировки через оператора фискальных данных.

Как быть, если ККТ регистрируется с 06.08.2021

С этой даты регистрация и перерегистрация ККТ, производимая из-за замены накопителя, будет осуществляться только в отношении ККТ с фискальными накопителями, которые позволяют работать с системой маркировки: формировать запросы о кодах товаров, уведомления о реализации, принимать ответы и квитанции. Отличить такие накопители легко - в их названии есть буква "М".

С накопителями нового образца работают не все кассы, поэтому может потребоваться замена оборудования. Проверить это можно по реестру ККТ, а также у производителя или дистрибьютора.

Если ККТ зарегистрировано до 06.08.2021, то накопителем старого образца, который установили до 06.08.2021, можно пользоваться, пока не истек срок его действия.

Кто должен обновить кассы под формат 1.2

Формат фискальных документов заложен в программное обеспечение ККТ. Он определяет, какие документы и реквизиты касса может сформировать. Разрешены версии 1.05, 1.1 и 1.2.

С 06.08.2021 при регистрации ККТ или замене ФН продавцы маркированной продукции смогут применять только кассы, поддерживающие формат 1.2. Исключение составляет лишь один случай: если в реестре ККТ на эту дату не будет ни одной подходящей модели.

Если до 06.08.2021 зарегистрировали фискальный накопитель старого образца, на нем можно продолжать работать без обновлений, пока не истечет срок его действия.

Если до 06.08.2021 зарегистрировали накопитель нового образца с форматом 1.05 или 1.1, перейти на формат 1.2 придется после того, как в реестр ККТ внесут данные о том, что касса может работать с форматом 1.2. Фискальный накопитель при этом менять не понадобиться.

Модели кассовых аппаратов, которые не поддерживают новый формат и для которых нет обновления, можно продолжать применять до истечения срока действия ключа фискального признака и после 06.08.2021.

Чем грозят нарушения

С 06.08.2021 без нового фискального накопителя налоговая служба не станет регистрировать кассу или перерегистрировать ее при замене накопителя. Работа без регистрации грозит штрафом за неприменение ККТ:

- для руководителя и ИП - от 25 до 50% суммы сделки, но не менее 10 000 руб.;

- для организации - от 75 до 100% суммы сделки, но не менее 30 000 руб.

Применение устаревшего формата грозит предупреждением или штрафом:

- для руководителя и ИП - от 1 500 до 3 000 руб.;

- для организации - от 5 000 до 10 000 руб.

Ответственность за применение старого формата отсутствует, только если пользователь допустил нарушение не по своей вине (например, в реестре ККТ не было подходящих моделей или изготовитель ККТ не поставил оборудование в срок).

 

Начальник отдела оперативного контроля

Межрайонной ИФНС России № 4

по Тамбовской области                               Ротахин А.Ф.